Главная | Регистрация |

Вход

Суббота, 21.10.2017, 20:47

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Ученикам
Родителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы психолога

Когда в семье первоклассник

.

У ВАС В СЕМЬЕ ПЕРВОКЛАССНИК

 Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые, и учителя, и родители, хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом.

Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются  в  баллах.  Поэтому  вместо  вопроса  «Какую  отметку  ты  получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т. д.

Если  дети  не  могут  толково  ответить  на,  казалось  бы,  простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что – «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю».

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

 

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово – просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты – одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

18. Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты  просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34. Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой – просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. Для меня важно все, что тебя
волнует, радует, тревожит.

 

46. Я сойду с ума, если с тобой
что-нибудь случится.

47. С каждым днем у тебя получается
все лучше.

48. Для меня нет никого красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знал, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой,
какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

Что делать, если…

Ÿ ребенок левша**.

– «Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга».

– «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным».

– «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

– «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая его».

– «Не  старайтесь  сделать  левшу  таким,  как  все,  больше  доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство».

Ÿ ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками.

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2–3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями.

Ÿ ребенок плохо выполняет письменные работы.

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

Ÿ ребенок получил оценку «2», «3».

Не  нервничайте  сами  и  не  нервируйте  ребенка,  а  попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка.

Ÿ ребенок не любит учиться.

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

Ÿ ребенок заболел или пропустил занятия.

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Советы школьного психолога.

Уважаемые родители!

Учение в школе – это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни – школьное обучение.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

 

Уровни

адаптации

Содержание

1

2

Высокий
уровень

– Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

– Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно
решает усложненные задачи.

– Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

– Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе
(всегда готовится ко всем урокам).

– Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

– Занимает в классе благоприятное статусное положение

 

Средний
уровень

– Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение
не вызывает отрицательных переживаний.

– Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

– Усваивает основное содержание учебных программ.

– Самостоятельно решает типовые задачи.

– Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

– Общественные поручения выполняет добросовестно.

– Дружит со многими одноклассниками

Низкий
уровень

– Первоклассник отрицательно или индифферентно относится
к школе.

– Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное
настроение.

– Наблюдаются нарушения дисциплины.

– Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

– Самостоятельная работа с учебником затруднена.

– При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

– К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал зани-
маться, необходимы постоянный контроль: систематические напо-
минания, побуждения со стороны учителя и родителей.

– Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

– Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

Рабочее место должно быть достаточно освещено.

– Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

– Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1–1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

– Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30–40 минут.

– На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т. д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

– Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

– Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

Ÿ собрать свой портфель (ранец);

Ÿ поздороваться с учителями и детьми;

Ÿ задать вопрос учителю или однокласснику;

Ÿ ответить на вопрос;

Ÿ слушать объяснения и задания учителя;

Ÿ выполнять задание;

Ÿ попросить  учителя  помочь,  если  что-то  непонятно или что-то не получается;

Ÿ умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

Ÿ обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

Ÿ разделять работу на части;

Ÿ адекватно реагировать на замечания;

Ÿ объяснить то, с чем не согласен;

Ÿ учитывать мнение других;

Ÿ гордиться своей работой и не скрывать этого;

Ÿ устанавливать  и  поддерживать  дружеские  контакты  со  сверстниками;

Ÿ брать  на  себя  часть  ответственности  за  ведение  домашнего  хозяйства;

Ÿ самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

Ÿ осуществлять  выбор,  обеспечивающий  собственную  безопасность.

Успех в решении такой сложной задачи, как хорошая учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая замечательная школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные  знания  и  воспитывает  у  него  сознательное  отношение  к  действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

– в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

– советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

– признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

– извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

– почаще ставьте себя на его место;

– всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

– пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

– не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

– сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе.

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

– к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

– приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации, для того чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

– поверьте,  что  ваш  ребенок  наблюдает  за  вашей  жизнью,  работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если  такой  обмен,  диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

«Пять вопросов в конце недели».

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив не-сколько простых вопросов:

– Доволен ли ты тем, как прошла школьная неделя, и почему?

– Что за пять учебных дней стало для тебя главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

– Какие «роли» тебе пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т. д.)? Выполнение каких ролей понравилось, а каких – нет?

– Какой из дней запомнился более всего? Почему?

– С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его пред-ставлении трудной, радостной, скучной, успешной?

«Беседа по классной фотографии».

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем с помощью фотографии можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе,  о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т. п.

«Как я закончу четверть (год)?»

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

«Плюсы и минусы школьного дня».

Эта несложная диагностика-игра позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерен красной и белой фасоли и т. п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше – радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное – увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать вам сам.

«Копилка школьных успехов».

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку не полученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача – сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и… верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т. д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой – не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

Категория: Советы психолога | Добавил: natali (22.09.2015)
Просмотров: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Госуслуги
Block title
Министерство образ
МО Оренбургской об
Block title
ЕГЭ-2017
Block title
Мониторинг
"Образование детям
РОСОБРНАДЗОР
Праздники и именины сегодня
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2017